Дударева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка в 6-8 классах как средство активизации познавательной деятельности
Через многолетнюю педагогическую практику учитель Дударева О.В. приходит к выводу, что критически мысли могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – современная «надпредметная» педагогическая технология.
Она решает следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
- социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
При этом Дударева О.В. останавливается на технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка в 6-8 классах. Почему именно эта технология?
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных формах учебной деятельности, но самая лучшая - письменная работа учащихся.
Для отслеживания действенности применяемой технологии был проведен мониторинг учащихся 6-8 классов.
По результатам анкетирования у обучающихся наблюдается: 1)Возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие их мыслительных возможностей, гибкости мышления. 2)Наблюдается положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков, а именно возросли: умение определять тему текста; ставить вопрос; аргументировать свою позицию; выделять главное; выделить и сформулировать проблему; сформулировать свою точку зрения.3)Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией.
Значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы.
Учащиеся 6-8 классов имеют средний балл по русскому языку выше по сравнению с учащимися в классах, где на уроках не применяется эта технология.
Связаться с автором с целью ознакомления с полным вариантом опыта педагогической деятельности или задать вопросы можно, используя адрес электронной почты olga_dudareva54@mail.ru